Информация для потребителей

В Управление Роспотребнадзора по Астраханской области поступают обращения граждан с жалобами об отказе изготовителя произвести устранение недостатков в товаре в период действия гарантийных обязательств, предоставленных продавцом. В связи с изложенным считаем необходимым напомнить потребителям  требования законодательства по данному вопросу.

  В соответствии со ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом «О защите прав потребителей», а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской федерации.

     Основой правового регулирования отношений  в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации. В случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

    В соответствии с п.6 ст.5 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель  обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст.18 Закона «О защите прав потребителей».

    В соответствии со ст.18 Закона «о защите прав потребителей» при выявлении недостатка в товаре в период гарантийного срока его эксплуатации  потребитель по своему выбору вправе:

    -потребовать замены на товар этой же марки, другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;

    -потребовать  соразмерного уменьшения покупной цены;

    -потребовать незамедлительного безвозмездного  устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

    -отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

     В отношении технически сложных товаров, перечень которых определён постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011г. №924 и в пункт 2 которого включены автомобили легковые, потребитель в случае обнаружения в нём недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы или его замены в течение 15 дней со дня передачи ему такого товара. Этот срок не ограничивается, если обнаруженные недостатки являются существенными, либо нарушены установленные временные рамки для их устранения, либо отсутствует возможность  использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

     Согласно ст.470 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантийный срок может быть установлен в договоре купли-продажи. Поскольку договоры розничной купли-продажи, как правило, являются договорами присоединения (ст.428 Гражданского кодекса Российской Федерации), условия  которых определяются продавцом, то и гарантийный срок в этих договорах соответственно устанавливается продавцом товара. При этом, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, в договоре может устанавливаться гарантийный срок любой продолжительности.

   Вместе с тем законом «О защите прав потребителей» установлены дополнительные по сравнению с Гражданским кодексом Российской Федерации права потребителей. Согласно закону «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить к продавцу требования, связанные с выявлением в товаре недостатков, в случае, когда эти недостатки обнаружены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем (п.1 ст.19 Закона «О защите прав потребителей»).

    Таким образом, если гарантийный срок на товар установлен изготовителем, то в договоре купли-продажи с учётом п.7 ст.5 Закона «О защите прав потребителей» продавец вправе установить гарантийный срок на товар только большей продолжительности, чем установлен изготовителем товара.

       Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.471 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

      В случае выявления в товаре недостатков в течение гарантийных сроков, установленных продавцом, к продавцу или к организации, выполняющей функции продавца, потребителем могут быть предъявлены требования, предусмотренные ст.503 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.18 Закона «О защите прав потребителей»).

     К изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя, потребитель может предъявить требования, если недостатки выявлены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем.

     В случае установления продавцом гарантийного срока меньшей продолжительности, чем установлен изготовителем, продавец будет нести ответственность, если недостатки товара обнаружены покупателем в пределах гарантийного срока изготовителя.

   Помните: знание закона  позволит Вам избежать ненужных проблем и потери времени.









Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей